Исповедник Владимир Еленевский
Владимир Николаевич Еленевский родился 7 июня 1874 (1872) года в с. Плоское Велижского уезда Витебской губернии в семье протоиерея Плосковской Рождества-Богородицкой церкви Николая Гавриловича Еленевского и Анастасии Васильевны Еленевской.
После окончания в мае 1896 года Витебской Духовной семинарии, Владимир Николаевич некоторое время трудился в духовном ведомстве и одновременно готовился к поступлению в Ярославский Демидовский лицей.
Но в январе 1900 года он был зачислен на юридический факультет в Императорский Юрьевский университет (совр. г. Тарту, Эстония). С мая 1901 г. по май 1903 г. Владимир Еленевский сдал ряд необходимых экзаменов при испытательной комиссии по юридическому факультету Юрьевского университета и 20 марта 1904 года ему было выдано свидетельство об окончании обучения.
С 1904 по 1917 гг. Еленевский В. Н. работал судебным следователем Витебского Окружного суда в г. Двинске и г. Дриссе. В этот период он женился на Вере Викторовне Еленевской, уроженке г. Дрисса, у них родились сын и две дочери. В связи с приближением линии фронта в ходе Первой Мировой войны, их семья покинула обжитые места и к 1919 году все они проживали в Витебске. Вера Викторовна работала учительницей в 28-й школе I-й ступени г. Витебска, а Владимир Николаевич работал народным следователем Витебского Окружного суда.
В 1918 году взамен упраздненной Витебской Духовной консистории был создан Епархиальный совет Полоцко-Витебской епархии на выборных началах.
Для участия в работе Епархиального совета от мирян был избран Еленевский В. Н. — он заведовал бракоразводным столом. Этот Епархиальный совет просуществовал полтора года и был закрыт по требованию Витебского губисполкома в начале 1921 года.
После этого Владимир Николаевич служил несколько лет в Витебской городской управе, а затем был переведен в губернский уголовный розыск следователем-инструктором. Впоследствии из уголовного розыска он был отозван в Витебское уездное бюро юстиции, где работал участковым народным следователем до 1925 года.
В 1922 году, в период изъятия церковных ценностей, по заявлению домработницы в отношении Еленевского В.Н. и его жены ведется следствие. Обвинение было надуманным и свидетельскими показаниями не было подтверждено. Так получилось, что в ходе расследования опрошенные люди рассказывали о практическом воплощении Владимиром Николаевичем христианских идеалов в своей жизни: в частности, о безвозмездном оказании помощи Еленевским В.Н. нуждающимся людям.
Тем не менее, постановлением заседания Витебского губернского революционного трибунала от 9 сентября 1922 г. Еленевский В. Н. был приговорен по ст. 46 и ст. 105, ч.2 УК БССР к лишению свободы со строгой изоляцией на 1 год с последующим запретом работать следователем в течение трех лет. Его жену — Веру Викторовну Еленевскую приговорили по ст. 189 УК БССР к 1 году лишения свободы условно с испытательным сроком на 2 года.
В тюрьме Владимир Николаевич был помещен в одну камеру со своими недавними подследственными по уголовным делам, что приносило ему скорби.
Определением Кассационной Коллегии Верховного трибунала ВЦИК № 1055-а
С 1 октября 1925 года Владимир Николаевич был уволен с должности народного следователя и стал безработным. Надо было поднимать троих детей и он зарабатывал средства на жизнь юридическими услугами: оформлением жалоб и заявлений, консультациями. Семья жила бедно, помогал брат — Феофил Владимирович Еленевский, живший в Велижском районе. В феврале 1926 года Владимир Николаевич пытался устроиться на работу по специальности в органы юстиции Крыма, но безуспешно.
В 1926 году Еленевский В. Н. был вновь избран в Епархиальный совет Полоцко-Витебской епархии. Для нас особо ценно знать, что в 1926—1929 годах кандидатура Владимира Николаевича Еленевского предлагалась для рукоположения в епископа на Полоцко-Витебскую кафедру. Этот факт несомненно свидетельствует о духовном авторитете Владимира Николаевича среди православных Витебска.
В 1929—1931 гг., во время пребывания на Полоцко-Витебской кафедре архиепископа Николая (Покровского), Владимир Николаевич, как опытный юрист, оказал неоценимую помощь в возобновлении деятельности закрытых приходов и их возвращении из обновленческой юрисдикции.
Такая деятельность не осталась незамеченной со стороны богоборческой власти и с 21 марта 1931 года Владимир Николаевич был вынужден отказаться от единственного источника дохода — своей частной юридической деятельности по причине непосильного налога.
Вскоре, 1 июня 1931 года он был арестован и помещен в Витебскую тюрьму.
О сложной обстановке того времени говорит тот факт, что после ареста от несовершеннолетней дочери Владимира Николаевича Витебский финотдел требовал уплаты налога за его юридическую деятельность.
Еленевский В. Н. обвинялся в том, что являлся членом группы Истинно-православной церкви, вдохновляя население на массовые волнения и вел активную антисоветскую агитацию. На допросе
Наши муки ада и гнета
Отврати от нас скорей
Обрадуй радостью великой
Семейства наши и друзей.
Постановлением Особого Совещания при Коллегии ОГПУ от 14 июля 1932 г. по ст. 72 и 76 УК БССР было принято решение Еленевского В. Н. из-под стражи освободить, лишив права проживания в 12-ти пограничных пунктах и Уральской области с прикреплением к месту жительства на 3 года. Фактически это означало ссылку.
Возможно, что срок приговора он отбывал в Орловской области, так как в 1934 году он обратился в Орловский горисполком с ходатайством о восстановлении в правах. После окончания срока приговора Владимир Николаевич вернулся в Витебск.
После начала Великой Отечественной войны и оккупации в июле 1941 года Витебска, Владимир Николаевич также принимал активное участие в возрождении церковной жизни.
В материалах фонда Витебской городской управы Госархива Витебской области, уже 13 августа 1941 года Еленевский В. Н. упоминается как заведующий церковным отделом Витебской городской управы, но проработал он на этой должности сравнительно недолго. В сентябре 1941 года Владимир Николаевич был уволен с этой должности немецкими оккупационными властями.
В газете «Новый путь» (Витебск) № 48
Осенью 1943 года в связи с приближением линии фронта немецкие власти проводили эвакуацию гражданского населения на запад. В связи с этим В. Н. Еленевский в октябре 1943 года выехал в г. Дрисса (совр. г. Верхнедвинск), откуда была родом его жена и где он проработал следователем много лет до 1917 года.
После освобождения Белоруссии от фашистской оккупации в 1944 году, Владимир Николаевич переехал в Минск, где до 1947 года трудился юрисконсультом в Минском епархиальном управлении при архиепископе Василии (Ратмирове).
Только в 1948 году В. Н. Еленевский вернулся в Витебск. Несмотря на преклонный возраст, этот период его жизни был также плодотворным в отношении церковной жизни. Он состоял в переписке и имел личные встречи с Минским архиепископом Пименом (Свиридовым). По просьбе архиепископа Пимена (Свиридова) Владимир Николаевич написал очерк по истории Витебской епархии в 1920—1930-е годы в связи с возникновением обновленческого раскола. Имея в послевоенный период заслуженный авторитет и признание у высших иерархов Церкви, Еленевский В.Н. тем не менее находился в бедственном материальном состоянии, но и здесь он в первую очередь ходатайствовал перед высшей церковной властью не о себе, а о тех людях, кто много потрудился в деле духовного возрождения.
Прожив долгую жизнь, в которой вопреки внешним скорбным обстоятельствам было проявлено исповедническое стояние в православной вере, Владимир Николаевич Еленевский скончался в Витебске 8 апреля 1954 года.
Он был реабилитирован 12 сентября 1989 года Прокуратурой Витебской области.
Уникальность судьбы Владимира Николаевича Еленевского состоит в том, что он плодотворно участвовал в церковной жизни в переломные для Церкви времена начала 1920-х годов, периода коллективизации 1929−1931 гг., возрождении Церкви в 1941—1944 гг. и в созидании церковной жизни в послевоенное время. Его активная христианская позиция проявилась в непростое время гонений на Церковь, но профессионализм юриста и мудрость, сопряженные с горячей верой в Бога, позволили Владимиру Николаевичу занять верную позицию в неравном диалоге с богоборческой властью и не только пережить суровое время испытаний, но и принести громадную пользу Церкви и людям.
иерей Владимир Горидовец