Священномученик Николай, пресвитер Витебский
Дни памяти 30 августа/12 сентября и 22 октября/4 ноября.
Протоиерей Николай Фомич Околович родился 4 мая 1863 года в д. Ужлятино Витебского уезда в семье псаломщика (возле совр. ст. Язвино Шумилинского р-на). С 1873 года по 1877 год учился в Витебском духовном училище, а с 1877 по 1883 гг. — в Витебской духовной семинарии, которую окончил по первому разряду. В 1883—1887 гг. обучался в Московской Духовной Академии, которую окончил магистрантом.
С 6 октября по 4 декабря 1887 года Николай служил столоначальником Полоцкой Духовной консистории. С 4 декабря 1887 года Николай Околович указом Преосвященного Маркелла (Поппеля), епископа Полоцкого и Витебского, назначен на должность противо-раскольнического миссионера Полоцкой епархии и по 4 марта 1889 года жил в центре обширного района проживания старообрядцев — в г. Режица (совр. г. Резекне, Латвия).
17 января 1888 года он женился на Александре Михайловне Децикевич — внучке управляющего Полоцко-Витебской епархии в 1882—1889 гг. епископа Маркелла (Поппеля). От этого брака родились два сына и две дочери. Отцом Александры Децикевич был протоиерей Михаил Кириллович Децикевич, в 1871—1875 гг. являвшийся администратором Холмской епархии (терр. совр. Польши).
Вскоре Николай Околович был рукоположен епископом Маркеллом (Поппелем) в сан диакона, а 2 февраля 1888 года и в сан священника.
С 4 марта 1889 года священник Николай Околович был назначен на должность законоучителя Полоцкого кадетского корпуса. Одновременно он являлся членом Полоцкого епархиального попечительства, председателем Совета Полоцкого Церковного Братства, председателем Полоцкого уездного отделения училищного совета.
15 августа 1897 года о. Николай был награжден грамотой Св. Синода и наградной Библией «За особое усердие и ревность в деле благоустройства местных церковно-приходских школ».
По должности противораскольнического миссионера о. Николай был знаком с Витебским губернатором — князем Василием Михайловичем Долгоруким.
На Первом Миссионерском съезде, проходившем в Витебске 5−10 июня 1901 года, священник Николай Околович был единогласно избран председателем и утвержден в этой должности Преосвященным Тихоном (Никоноровым), епископом Полоцким (впоследствии архиепископ Воронежский и Задонский, священномученик, †
В 1906 году священник Николай Околович серьезно заболел, к 1907 году болезнь сильно прогрессировала, и, по требованию врачей, он был вынужден переменить климат, переехав на служение в Воронеж.
С 13 августа 1907 г. до 1 июля 1913 г. священник Николай Околович являлся ректором Воронежской Духовной Семинарии и главным редактором «Воронежских епархиальных ведомостей». Одновременно, с 14 октября 1908 года до отъезда из Воронежа, о. Николай был председателем Воронежского епархиального миссионерского совета и участвовал в деятельности четырнадцати культурно-просветительских и благотворительных учреждений. В 1911 году по инициативе священника Николая Околовича в Воронеже были учреждены педагогические и миссионерские курсы для преподавателей церковно-приходских школ и приходского духовенства. В Воронежской семинарии трудами о. Николая были организованы: обсерватория, биологическая и электрическая станции, оранжерея.
По свидетельству Воронежского епархиального миссионера Льва Захаровича Кунцевича, «…под председательством протоиерея Николая Околовича Миссионерский Совет работал плодотворно и оживленно. Приходится пожалеть об уходе из Воронежа почтенного миссионерского деятеля, отличавшегося необыкновенной отзывчивостью и сердечностью, согревавшей членов Совета и объединявшей их в одну семью, работавшую во имя дела без разделений и партий».
В декабре 1912 года священник Николай Околович был назначен законоучителем Двинского реального училища (современный г. Даугавпилс, Латвия). Он был лично знаком с митрополитом Антонием (Храповицким), с которым познакомился в мае 1910 года в Полоцке, во время перенесения из Киева мощей преподобной Евфросинии Полоцкой, а в июле 1916 года встречался с ним в Харькове. Много лет священник Николай Околович был редактором «Полоцких епархиальных ведомостей» и «Воронежских епархиальных ведомостей», где печатал свои литературные труды — больше тысячи страниц миссионерских отчетов, проповедей, некрологов.
Свою 30-летнюю педагогическую службу о. Николай закончил в мае 1919 года в г. Речица, где находилось с октября 1917 года в эвакуации Двинское реальное училище.
После окончания немецкой оккупации он покинул Речицу и с мая 1919 года проживал в Витебске. Витебская Духовная семинария была уже закрыта. По благословению архиепископа Иннокентия (Ястребова) и с разрешения гражданских властей, в 1919 году при Николаевском кафедральном соборе г. Витебска начала действовать пастырская школа под руководством священника Николая Околовича.
Одновременно началось чтение лекций по Закону Божиему в советских трудовых школах 2-й ступени и для взрослых. Лекторами были священник Николай Околович и бывший ректор Витебской Духовной семинарии протоиерей Сергий Артоболевский (†1920г.), который в младшей группе преподавал катехизис и богословие, а о. Николай в старшей группе — историю религий, общую и русскую церковную историю, а также основное, нравственное и догматическое богословие. В этот же период о. Николай с миссионерскими целями ездил в места проживания сектантов.
К 1922 году священник Николай Околович уже стал настоятелем Николаевского кафедрального собора в Витебске. На время его служения в этой должности пришлось изъятие церковных ценностей, реквизированных как в Николаевском соборе, так и в приписных к нему Успенском соборе, архиерейской Михаило-Архангельской церкви и больничной Скорбященской церкви. Благодаря мудрому поведению отца Николая напрасного кровопролития не произошло: не только сама передача ценностей прошла достаточно мирно, но и были возвращены в Успенский собор изъятые литургические сосуды, что позволило вновь совершать в нем богослужения.
Не во всех церквях Витебска изъятие ценностей прошло без конфликтов, что вызвало и аресты. Только по подозрению в организации препятствий реквизиции отец Николай был арестован в 1922 году и содержался под стражей в течение двух недель, был условно осужден на 1 год лишения свободы, но амнистирован.
Избранный в 1918 году Витебский Епархиальный совет поддерживал Святейшего Патриарха Тихона. В 1920 году он был упразднен Витебским уездно-городским военно-революционным комитетом. В 1922—1925 годах в Витебске было официально зарегистрировано и действовало необычное Епархиальное управление, единое как для сторонников Патриаршей церкви, так и для обновленцев: в нем присутствовали делегаты от обеих сторон. Только через это епархиальное управление производились все назначения священнослужителей с получением разрешения на церковное службу от местных органов власти. Поскольку о. Николай Околович вследствие ареста потерял место своего служения, а Витебский Николаевский собор уже находился под властью обновленцев, то ему пришлось принимать новое назначение от «единого» Епархиального управления.
До осени 1924 года о. Николай служил в Покровской церкви д. Новики Полоцкого уезда, а затем — настоятелем Никольской церкви с. Комша Невельского уезда. Одновременно он являлся уполномоченным Витебского епархиального управления по Невельскому уезду[18].
В 1924 и 1927 гг. обновленческие митрополит Иосиф (Кречетович) и архиепископ Александр (Щербаков) письменно предлагали о. Николаю Околовичу перейти в обновленчество, принять архиерейский сан и Полоцкую епархию. Ответом на это предложение был отказ.
Еще от школьных товарищей о. Николай получил прозвище «Николай Миротворец», что характеризует его миролюбие. Духовная мудрость, врожденный такт, стремление разрешить конфликт мирным путем позволили ему служить в церкви в это сложное время. Благодаря таким высоким личным качествам о. Николай пользовался признанием даже со стороны обновленческой иерархии — Витебским епархиальным советом и Высшим Церковным советом 1 июня 1924 года он был награжден митрой. Впоследствии в 1928 году данная награда повторилась уже указом митрополита Сергия (Страгородского).
С октября 1924 года вплоть до своего последующего ареста в 1931 году протоиерей Николай Околович являлся настоятелем Ильинской церкви г. Витебска. На этом месте служения протоиерей Николай Околович проявил себя ревностным и бесстрашным служителем Патриаршей церкви, готовым к жертвенным поступкам. Так, после закрытия в июле 1929 года Николаевской (батальонной) церкви, о. Николай Околович, не боясь гонений, принял в Ильинскую церковь всю приходскую общину закрытого храма во главе со священником Игнатием Иосафатовым.
Чувствуя приближение времени испытаний, испытывая необходимость в особой духовной поддержке и укреплении, с 1928 по 1931 годы протоиерей Николай Околович служил в Ильинской церкви ежедневно.
В 1929—1931 гг., во время пребывания на Витебской кафедре архиепископа Николая (Покровского), протоиерей Николай Околович был назначен благочинным городских церквей Витебска и являлся верным помощником своему правящему архиерею в деле возрождения закрытых приходов и их возвращения из обновленческой юрисдикции. В это время из обновленчества удалось вернуть около 50 приходов. Часто протоиерей Николай возглавлял торжественные богослужения во вновь открывшихся церквях, как это было в Дорогокуповской церкви, когда на богослужение собралось до десяти тысяч человек.
В 1929 году протоиерей Николай Околович по непосредственному указанию митрополита Сергия (Страгородского) и благословению архиепископа Николая (Покровского) подготовил докладную записку на имя митрополита Сергия о церковно-историческом значении Витебска на предмет размещения в нем органа автономного управления Белорусской Церкви. Поводом для этого явилось рассмотрение Советом народных комиссаров РСФСР проекта о церковной автономии в Белоруссии по примеру соседней Украины.
Такая активность престарелого священника не приветствовалась богоборческой властью. Протоиерей Николай Околович был арестован 24 апреля 1931 года и помещен в Витебскую тюрьму. Ему было предъявлено обвинение в антисоветской и антиколхозной агитации. Виновным себя он не признал.
Постановлением Особого Совещания при Коллегии ОГПУ от 14 июля 1932 года согласно ст. 72 и 76 УК БССР, о. Николай Околович был освобожден из-под стражи с лишением права проживания в 12-ти пограничных пунктах и Уральской области с прикреплением к месту жительства на 3 года, что фактически означало высылку из Витебска. В то нелегкое время ссылка была тяжелым испытанием: ссыльный добирался до назначенного ему места либо под конвоем — через пересыльные тюрьмы, либо самостоятельно, но в любом случае на новом месте его ожидало поражение в правах, отсутствие работы, голод, болезни и, как следствие — преждевременная смерть.
Отец Николай в это время находился в преклонном возрасте — на момент осуждения ему исполнилось уже 68 лет, и пятнадцать месяцев пребывания в тюрьме во время следствия окончательно подорвали здоровье о. Николая. По свидетельству его сына — Петра Николаевича Околовича (впоследствии также арестованного и расстрелянного в 1937 году) — протоиерей Николай Околович скончался в заключении в 1934 году. Место заключения и мученической кончины, а также причина смерти о. Николая остались неизвестными.
Протоиерей Николай Околович был реабилитирован 12 сентября 1989 года прокуратурой Витебской области согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР
В период с 1922 по 1931 годы, в это тяжкое время испытания единства Православной Церкви, протоиерей Николай Околович стал важнейшей фигурой в противостоянии обновленческому расколу в Витебске.
С 1922 по 1927 годы, во время ссылки своего законного архиерея — сторонника Патриаршей Церкви архиепископа Иннокентия (Ястребова), о. Николай объединял вокруг себя священнослужителей и мирян, оставшихся верными Патриаршей Церкви, мужественно добиваясь от богоборческой власти разрешения для создания отдельного от обновленцев епархиального управления для патриарших (тихоновских) приходов. И в январе 1926 года эта цель была достигнута, что избавило сторонников Патриаршей Церкви от обвинения в незаконной нелегальной религиозной деятельности и массовых арестов.
В условиях, когда богоборческая власть препятствовала нормальной организации церковной жизни, силой насаждая внутрицерковный раскол, многие священнослужители, оказавшиеся в обновленческом расколе, часто только из-за угрозы репрессий опасались оставить его и воссоединиться с Патриаршей Церковью, а сторонники Патриаршей Церкви из-за той же угрозы были малоактивны в церковной жизни. На этом фоне церковную деятельность протоиерея Николая Околовича можно назвать бесстрашным исповедничеством веры Христовой с готовностью пострадать за Него даже до смерти.
С такой же ревностью о. Николай потрудился и в 1929—1931 годах, когда на Витебской кафедре пребывал архиепископ Николай (Покровский). Несмотря на старческую немощь и тяжкие болезни, 80-летний владыка Николай энергично добивался возобновления церковных служб в ранее закрытых церквях и присоединения к епархии приходов, отпавших в обновленчество. Владыке Николаю было запрещено посещать приходы епархии, и протоиерей Николай Околович стал первым помощником своего архиерея, проявив себя неутомимым организатором возрождения церковной жизни в епархии, отринув при этом боязнь ареста и несправедливого осуждения.
В годы гонений на Православную Церковь, стяжав нелегкими духовными трудами высокий авторитет и признание среди духовенства и мирян, воспитав в себе такие качества как духовную мудрость, любовь к молитве, личную скромность и нестяжание — протоиерей Николай Околович помог колеблющимся утвердиться в православной вере, мятущимся душам — обрести мир душевный и прекратить вражду, а отпавшим в раскол — вернуться к Матери Церкви.
Память святого священномученика Николая, пресвитера Витебского, празднуется 12 сентября (н. ст.) и в 3-ю неделю по Пятидесятнице.
Тропарь, глас 4:
Кротость и смирение стяжавый, / любовь Христову пастве твоей показал еси / защитник небоязненный Церкве Православныя в годину огненных искушений явился еси, / священномучениче Николае, / заточения и изгнания, / страдания и смерть от богоборцев претерпел еси. / Венец мученический приявый, / на Небеси ныне радуешися. / Моли Милостивого Бога, / да сохранит Церковь нашу от нестроений, / единомыслие и мир людем Своим дарует / и спасет души наша.
Кондак, глас 1:
Всехвальне священномучениче Николае, / страдания до крове претерпевый, / в себе помышлял еси, / яко Господа ради умерщвляеми есмы / и несть наша брань к плоти и крови, / но противу миродержителя тьмы века сего. / Темже Христу, святе, молися / даровати нам мир и велию милость.
Величание:
Величаем тя, священномучениче Николае, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.
иерей Владимир Горидовец