Приветственное слово архиепископа Димитрия на открытии международной научной конференции «Святой равноапостольный князь Владимир: духовные основы Святой Руси от крещения до наших дней»
Уважаемые участники конференции!
С момента днепровской крещальной купели, когда святой равноапостольный князь Владимир, 1000-летие которого в 2015 году празднует вся полнота Русской Православной Церкви и широкая общественность, крестил наш народ во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, мы помним благословенное начало священной духовной истории белорусского народа. Народ стал «народом Божиим», приступил к благодати Божией, и наступила «полнота времени». В этом заключается самое великое значение крещения. Плодами его Святая Русь питается во все времена.
Сила Православия — в его правде, в его истинности. История жизни и подвигов наших предшественников непосредственно связана с нашей жизнью — это предание, которое мы приняли и в свете которого продолжаем евангельское благовестие в современном мире.
Празднование святому равноапостольному Владимиру было установлено святым Александром Невским после того, как 15 мая 1240 года, помощью и заступлением святого Владимира, была одержана знаменитая Невская победа над шведскими крестоносцами. Церковное почитание святого князя началось на Руси значительно ранее. Митрополит Иларион, святитель Киевский († 1053), в «Слове о законе и благодати», сказанном в день памяти святого Владимира у гробницы его в Десятинном храме, называет его «во владыках апостолом», «подобником» святого Константина, и сравнивает его апостольское благовестие Русской Земле с благовестием святых апостолов.
В Белой Руси издавна почитается память Святого равноапостольного князя Владимира. В 1887 году было создано Витебское Епархиальное Братство во имя святого равноапостольного великого князя Владимира. Почетным членом этого Братства был святой праведный Иоанн Кронштадтский, посетивший Витебск в 1906 году. Деятельность Витебского Епархиального Братства во имя святого равноапостольного великого князя Владимира возобновлена в 1992 году.
Становление и развитие Церкви в Витебском крае связано с именем сына князя Владимира от Рогнеды Полоцкой — Изяславом. Принятие Владимиром Святославичем, великим князем киевским, в 988 году христианства положило начало его официальному распространению во всех землях, которые были подвластны Киеву. В это время Полоцкая земля находилась под влиянием Владимира Святославича. Перейдя на княжение в Полоцк, Изяслав продолжал выполнять волю отца, что выразилось в строительстве храмов во имя Пресвятой Богородицы в Полоцкой земле.
Вместе с Изяславом в Полоцк был послан епископ для укрепления в вере и для организации церковной жизни и дальнейшего распространения христианства. История свидетельствует, что утверждение христианства в Полоцком княжестве проходило мирно и ненасильственно, в русле восточных традиций, восходящих к святым равноапостольным Мефодию и Кириллу, учителям славянским.
Приняв в 988 году святое крещение и наставление в истинах Христовой веры от византийских иерархов, славянские народы — русские, украинцы и белорусы — были привиты к древу Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Благодаря живой связи с греко-славянским православным Востоком Русская церковь восприняла богатейшее византийское наследие. С конца X столетия православие заложило фундамент восточнославянской церковной культуры, формирующей духовную общность народов исторической Руси и являющейся связующим звеном между нашим прошлым, настоящим и будущим.
Мы с вами являемся наследниками и преемниками бесценного дара. И мы призваны бережно хранить его, чтобы передать потомкам, ибо духовное развитие стран Святой Руси: России, Беларуси и Украины — невозможно без обращения к православной вере, к культурно-историческим истокам, сформировавшим славянскую цивилизацию.
Согласно православному Преданию, единство Церкви заключается не в централизации церковного управления и не в единообразии церковной жизни; оно есть тождество веры, а, следовательно, верность Духу истины, созидающему Церковь Христову и пребывающему в ней. Таким образом, с крещением Руси братские русский, украинский и белорусский народы не только восприняли неисчерпаемые сокровища церковной письменности — Священное Писание, творения святых отцов, жития святых и богослужебные книги, но обрели основу для своего духовного единства.
В Евангелии от Марка (Мк.3.24−25) сказано: «Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то. И если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот». Та же мысль звучит и в Евангелии от Матфея (Мф.12.25):
«…всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит». Апостол Павел в Послании к Ефесянам говорит о необходимости сохранять «…единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф.4.3−6).
Предстательством святого равноапостольного князя Владимира да дарует Всемилостивый Господь всем трудящимся на Его благодатной ниве силы, духовное и телесное здравие!
Архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий