Неизвестные страницы истории Свято-Владимирского братства
2015 год является годом 1000-летия преставления святого равноапостольного великого князя Владимира, Крестителя Руси. На Витебщине почитание святого князя выразилось в XIX веке в учреждении Витебского епархиального братства в честь святого Владимира для более успешного развития церковно-приходских школ. Дата основания братства — 8 ноября 1887 г. Свято-Владимирское братство было организовано не только с целью духовно-просветительской деятельности, но и для содействия ослаблению раскола и защиты православного населения от влияния других вероисповеданий.
О миссионерской деятельности Свято-Владимирского братства почти ничего не известно. В фондах Национального исторического архива Беларуси хранится только два отчета за 1897 и 1898 годы. Из этих отчетов нам известно, что в 1894 году был сформирован противораскольнический миссионерский комитет братства. В 1897 году он состоял из председателя, преподавателя Витебской духовной семинарии по кафедре истории и обличения раскола Василия Тычинина и трех членов: Полоцкого епархиального наблюдателя, священника о. Нила Серебренникова, протоиерея о. Николая Соколова и преподавателя семинарии Николая Слезкина. Последний был секретарем комитета. В конце года был назначен 4-ый член, преподаватель семинарии Димитрий Никифоровский. С 1 января 1898 года преподаватель семинарии Василий Тычинин назначен инспектором народных училищ Гродненской губернии. Временное исполнение обязанностей председателя комитета было возложено на протоиерея Николая Соколова.
Противораскольнический миссионерский комитет Свято-Владимирского братства ставил своей задачей содействовать организации собеседований с раскольниками, распространению в народе книг и брошюр, которые необходимы были для разъяснения истин православного христианского учения и для обличения раскола старообрядцев. Миссионерский комитет руководил деятельностью противораскольнических миссионеров из местных священников и мирян, сведущих в миссионерском деле.
Среди миссионеров были священники Александр Петровский, Диодор Ширкевич, Николай Попов, Митрофан Блажевич и другие. В Полоцке священник Полоцкой единоверческой церкви Корнилий Лущин трудился под руководством законоучителя Полоцкого кадетского корпуса, священника Николая Околовича, сейчас местночтимого святого Витебской епархии.
Существовала центральная миссионерская библиотека, большая часть книг которой находилась в пользовании епархиальных миссионеров. Библиотека размещалась в здании Витебской духовной семинарии. Заведующим был преподаватель Николай Слезкин.
В городе Витебске велись собеседования со старообрядцами в духовной семинарии под руководством преп. Василия Тычинина и в Успенской единоверческой церкви под руководством свящ. Василия Ильина. Кроме публичных собеседований об антихристе, о церкви и церковной иерархии, о добрых и худых делах, о ключах Царства Небесного велись частные беседы на дому или в общественных местах.
13 ноября 1898 года был назначен новый председатель противораскольнического миссионерского комитета. Им стал кандидат богословия Петр Шаров, преподаватель Витебской духовной семинарии по истории и обличению русского раскола. Количество окружных миссионеров увеличилось до 16 в 1898 году. Публичные беседы охватывали темы 1897 года, а также речь шла о таинствах церкви, о молитвах за царя и о том, греховно ли пить чай.
После вечерних богослужений стали устраивать чтения с простым народом, на них присутствовали и раскольниками. Этот опыт начал применять свящ. Николай Савицкий, окружной миссионер Невельского уезда.
Результаты миссионерской деятельности Свято-Владимирского епархиального братства были различными, были как случаи перехода старообрядцев в православную церковь, так и отпадения в раскол недавно присоединившихся. Репрессивные меры в отношении старообрядцев не применялись. Опыт миссионерского комитета показывает, как важно было сохранять открытость и вести постоянный диалог с раскольниками. Это была духовная борьба за души, а не против.
Ксения Коротчук