Остро-умие в пастырском слове митрополита Антония Сурожского
«Остро-умие в пастырском слове владыки» — такую тему выбрали для очередного семинара по наследию митрополита Антония Сурожского (из цикла «О реальности») организаторы: Фонд «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» и Дом Русского Зарубежья им. А.И. Солженицына.
5 ноября с основным докладом выступил профессор Борис Сергеевич Братусь — доктор психологических наук, зав. кафедрой общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
Он начал свой доклад с «теоретической базы», размышляя об остроумии с точки зрения психологии. Юмор постоянно присутствует в самых разных сферах жизни, но мало кто задумывается о том, сколь «большие полномочия» берет на себя шутка. Как говорится, в каждой шутке есть только доля шутки, все же остальное- это проявление глубинного отношения к человеку или событию, четкая адресность, яркий портрет отдельных сообществ и целых народов. В целом, можно сказать, что шутка — это «сколок культуры своего времени», а в отношении человека — «физиономия ума». Несмотря на все разнообразие шуток, в их основе—вполне серьезные вещи, главные темы жизни: взаимоотношения людей, добро и зло, жизнь и смерть. Если присмотреться к тому, о чем человек все время шутит, можно понять, какие проблемы «висят» над ним. Происходя из «игры несоответствий», шутка требует понимания соответствий, трезвого видения реальности, а это - дело нешуточное, «тяжкий крест», отметил профессор.
Уместен ли юмор в духовной сфере? На этот вопрос отвечают по-разному, некоторые резко отрицают возможность остроумия в области веры. Однако юмор, будучи неотъемлемой «частью бытия, входит в любое духовное пространство, в том числе — и в Церковь», считает Б. Братусь. Угрюмая, «звериная» серьезность в вере — это особенность неофитства, а в психопатологии — особенность поведения невротиков. Для профессора, который не знал митрополита Антония лично, представляется,
что человек «такой цельности, такой честности по отношению к себе», конечно, «должен был шутить». И в его притчевом юморе та самая доля «не шутки» всегда была «определенна и незыблема — это спасение человека». Митрополиту Антонию также был свойствен блестящий смех над собой, который помогал его слушателям вникнуть в главную тему проповеди. Б. Братусь заметил, что «своим юмором владыка заражал людей, и я вижу это, общаясь с теми, кто с ним соприкасался: одна из их особенностей — хорошее чувство юмора».
Заявленные в программе семинара содокладчики — протоиерей Христофор Хилл и священник Петр Коломейцев — не смогли присутствовать из-за болезни. Но желающих выступить было много. Так, доктор психологических наук Александр Мелик-Пашаев согласился с Б. Братусем: юмор в духовном контексте присутствовал издавна.
Что же касается митрополита Антония, то выступавшему особенно дорого его подшучивание над собой: «Небоязнь быть смешным — свойство духовно великих людей».
Ведущая семинара Елена Садовникова заметила, что митрополит Антоний, прибегая к шутке, часто цитировал своего духовного отца — архимандрита Афанасия (Нечаева), который был носителем духовной традиции валаамских монахов. «Старец воспитывал шуткой, притчей, остранением — это важнейший педагогический прием всех духовных традиций. Митрополит Антоний, несомненно, из этого богатства черпает», -- продолжила духовная дочь митрополита Антония, библеист Анна Шмаина-Великанова.
Однако собственный юмор сурожского архиерея иной: он более сравним с английским юмором, с Честерфилдом и Ларошфуко. «Это юмор культурной аристократии, а не та монашеская традиция, которую он с таким артистизмом пересказывает», -- отметила филолог.
Протоиерей Вячеслав Перевезенцев говорил о связи юмора и свободы: «Быть свободным в христианской Церкви — это избавляет от „звериной серьезности“ неофитства».
По его мнению, остроумие, уместная шутка позволяют «Духа не угашать», по слову апостола. В унисон выступил протоиерей Владимир Архипов. Он полагает, что не стоит говорить о «юморе в чистом виде» применительно к митрополиту Антонию. «Дух делает нас свободными, а свобода может научить человека видеть свеже, остро, ново то, что мы видим привычным взглядом. У митрополита Антония была такая острота видения, остро-умие. Мысль его прозрачна, свежа, не связана цепями комплексов… Это сокровище, жемчужина, встречается очень редко», -- сказал он.
Завершая семинар, Е. Садовникова продемонстрировала два документа из архива митрополита Антония, которые позволяют с новой стороны взглянуть на выбранную тему. Когда-то он получил предложение от уважаемых священнослужителей и епископов Англии принять участие в сборнике веселых рассказов под заглавием «Что случилось со мной по дороге в церковь». «Меня шокировал замысел сборника», -- так начинается ответ митрополита Антония. Далее он пишет о том, что «богослужение — не предмет для шуток», что «легкомысленное отношение к святыне — чума наших дней», что необходимо учить паству почитанию святыни, а не «веселью и поверхностности».
Этот отказ написан жестко, но с большим уважением к адресатам.
«Эта отповедь дорогого стоит. Митрополит Антоний — пастырь, который смотрел в глубину происходящего. Он дает нам пример владения юмором. Наша задача — освятить всю нашу жизнь, в том числе — и наши шутки», -- заключил профессор Братусь.