Слово в день памяти преподобного Сергия Радонежского, всея России чудотворца
Протоиерей Всеволод Шпиллер. 07 октября 2014 г.
Преподобный Сергий Радонежский, память которого мы с вами сегодня празднуем, родился в 1314 году. Он прожил 78 лет и в конце XIV века в 1392 году преставился о Господе. Сегодня — день его блаженной кончины. Нужно ли пересказывать житие преподобного, которое нам всем более или менее известно? Нужно ли говорить о его жизни, прошедшей в такое страшное для нашей Родины столетие полного разгрома и русской государственности, и русской культурной жизни, и задержки на многое время не только культуры, а и религиозной, духовной нашей жизни?
Это было очень страшное столетие… Именно в него вписалась жизнь преподобного Сергия. Мы не только слышали, читали о его жизни, о тех страшных условиях, в которых он жил, мы не только помним некоторые обстоятельства, связанные с жизнью государства, с Москвой, с освобождением от татар, с гибелью Мамая… Многие из нас даже видели кое-что о его жизни. Кто из нас с вами, например, не видел и не знает картину нашего знаменитого художника Нестерова — отрок Варфоломей, стоящий перед старцем, благословляющим его на учение грамоте, что отроку так трудно давалось?.. Повторяю: житие его нам известно. Но не так уж нам известна его святость.
Какие особенные черты были в святости преподобного Сергия, что подняло его на такую высоту?
Я хочу вам напомнить об одной черте в житии преподобного Сергия, которая, собственно говоря, и есть самое главное, самое существенное в его жизни, его подвиге и его завете нам.
Пятьсот с лишним лет тому назад жил преподобный Сергий. А вот то, чему он нас учил и что он оставил нам, как свой завет, мы, считающие себя духовными детьми преподобного Сергия, совсем забыли. Преподобный Сергий учил о том, что самое страшное зло на земле — это есть рознь, страшная рознь между людьми. Это та самая рознь, которая началась с Каина и Авеля. И он ее назвал «ненавистной рознью мира сего».
Этой самой розни подвергся и стал её жертвой сам преподобный Сергий, изгнанный из монастыря своего. И кем бы вы подумали? Прежде всего — братом своим родным! Родным братом и по монашеству, и по рождению! Эта рознь, о которой говорил преподобный Сергий — основное зло нашей жизни.
Мы просыпаемся по утрам, читаем утренние молитвы. В одной из первых молитв имеется такое прошение к Богу: мы просим сделать нас причастниками Его Божественной вечной славы. Вот что дано человеку! А во что человек превращает этот данный ему от Бога дар? Во что превратил его Каин? Во что его превращаем мы все? В следующей молитве, тоже одной из первых утренних молитв, мы признаем, что в нашей душе есть «семя тли». Именно из этого страшного семени тли и вырастают огромные деревья невероятной силы, силы той розни, которую преподобный Сергий так клеймил, ненавидел и прямо называл эту злую силу «ненавистной рознью мира сего!»
Что мы с вами делаем для того, чтобы семя тли в себе убить? Так мало… А из этого семени вырастает огромное зло, которое совершенно разрушает человека. Ведь, что такое рознь? Откуда она взялась? На чем она держится и как развивается? — Всегда на страстях, всегда из страстей! И прежде всего — из тщеславия, из честолюбия, из гордости. Именно с этими страстями — с тщеславием, честолюбием, гордостью — связаны и все остальные страсти, и все остальные грехи, и вся страшная рознь, которая родит зло в этом мире. Она делает человека нечистым. Тут всё: и прелюбодеяние, и любодеяние, и всё, всё — из этого тщеславия, из этого честолюбия, из этой гордости. И преподобный Сергий нас учил постоянно бороться с той рознью, которая вырастает из этих страстей,