В Буторах освящен крест около руин древнего храма
11 августа, д. Буторы. Далеко от райцентра расположилась маленькая деревенька Буторы. Большим этот населенный пункт не был. Даже в начале XX века, когда в округе были весьма густонаселенные деревни, которые сегодня, как и Буторы, постепенно вымирают, в здесь насчитывалось всего 20 дворов, в которых жили 79 мужчин и 59 женщин. Но в противовес тем же более населенным тогда Харлинцам Буторы считались селом — там была церковь.
Сегодня мы можем только догадываться, как выглядел деревянный Крестовоздвиженский храм в Буторах, построенный в 1907 году и тогда же освященный. Из документов известно, что существовал в деревне храм и раньше и также был освящен в честь Воздвижения Креста Господня. Есть информация и о том, что новый храм строился на фундаменте, оставшемся от старого. Окольные деревни, в том числе и большие по площади и количеству населения Харлинцы, относились к Буторовскому приходу. До своего векового юбилея, отмечавшегося в 2007 году, храм дожил частично. Пережив советское и военное время, он пострадал от пожара и человеческого равнодушия. Сегодня на красивом видном месте в Буторах, недалеко от кладбища, на основательном фундаменте из тесаных камней возвышаются деревянные руины недогоревших стен. В полу когдатошнего храма торчат пеньки деревьев, а посередине, как раз там, где могла бы стоять храмовая икона Воздвижения Креста Господня, растет высокая стройная береза. Природа взяла свое…
Смутно угадывается место, где в храме была расположена печь, не исключено, что она была кирпичная, обложенная жестью, по крайней мере именно такое складывается впечатление по тому, что сейчас от нее осталось. На стене бывшей пономарки большими буквами сообщается, что Виктор Цой жив. Послания на остальных стенах еще менее информативны.
— Храм в Буторах был построен по типовому проекту. Над входом располагалась остроконечная колокольня, — рассказывает благочинный церквей Толочинского района протоиерей Александр Лазуко. — Первым настоятелем Буторовского храма был священник Петр Чистяков, он служил здесь до закрытия храма в советское время. Послевоенное возрождение церковной жизни в Буторах пришлось на 7 июля 1945 года, когда Витебский облисполком принял решение о регистрации Буторовского прихода, в состав которого были включены деревни Буторы, Харлинцы, Хватынка, Кленки. Первым настоятелем храма в послевоенные годы был священник Михаил Никифорович Быбов. Из-за бедности прихода, не имевшего возможности содержать священника, отцу Михаилу спустя два года пришлось подавать прошение о переводе. И уже в июне 1948 года церковь была снята с учета действующих. После этого постоянный священник в Буторах так и не появился. Раз в два-три месяца приезжал в храм священник Славенской церкви Иосиф Разумович, совершал службы, крестил детей. Последняя литургия в Буторовском храме была отслужена на Пасху в 1951 году. Ее совершил находившиийся к тому времени на покое бывший настоятель Кохановской церкви отец Иоанн Кримень.
Несмотря на ходатайство об открытии церкви в Буторах, поданное Митрополитом Минским и Белорусским Питиримом 2 апреля 1952 года на имя уполномоченного Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР по БССР, богослужения в деревеньке так и не возобновились: 31 января 1956 года в открытии церкви было отказано. Так и осталось неприкаянным здание бывшего когда-то востребованным храма. Время разрушало его, а в 90-х приложили руку и люди — храм подожгли, в результате чего разрушаться деревянная постройка стала сильнее.
Несколько лет назад было уже сложно рассмотреть в почерневших руинах культовое сооружение, но сегодня ситуация немного изменилась. Территория около храма регулярно облагораживается: летом обкашивается, деревья, наросшие внутри строения, уже вырубили, березу посередине оставили, и на ней соорудили импровизированный иконостас и подсвечник. А рядом установлен крест, который во время посещения деревни освятил отец Александр Лазуко.
— Благоустройство здесь — дело рук местных уроженцев, двух братьев, которые приезжают в родительский дом на выходные и проводят в Буторах отпуск, — рассказал батюшка. — Они стараются поддерживать порядок. И ведь несмотря на то, что от храма остались одни руины, люди чувствуют особую атмосферу этого места и стремятся сюда, и это отрадно.
Уезжать из Буторов не торопимся, ходим вокруг, осматриваем окрестности, большой каменный крест за алтарем храма, обсуждаем, закладной он или был установлен на месте захоронения кого-то из священнослужителей, трогаем основательную кладку фундамента — на века строили. Здесь удивительно тихо, а на месте былого сельского уютного храма, руины которого помнят куда более людные времена, действительно особая благодатная атмосфера, располагающая к размышлению и осмыслению жизни.
Подготовила
Олеся КУЗЬМИЧ