В Свято-Духовом женском монастыре города Витебска состоялось собрание монашествующих
2 декабря, Витебск. В Свято-Духовом женском монастыре г. Витебска состоялось собрание монашествующих Монастырского благочиния Витебской епархии, и прошел региональный этап направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» ХХХI Рождественских чтений.
Работа секции под председательством и.о. благочинного игумена Нила (Подобеда) прошла плодотворно и интересно. Докладчики отразили в своих выступлениях важные аспекты современной монашеской жизни.
Игумения Илария (Болт), настоятельница Свято-Успенского Тадулинского монастыря в д. Слобода в своем выступлении на тему «Уклонись от зла и сотвори благо: Духовная брань монашествующих и вызовы современности» остановила свое внимание на первых словах известного выражения псалмопевца Давида «уклонись от зла», а также озвучила некоторые проблемы современного монашества.
Первое, с чего нужно начинать духовную жизнь в монастыре, по словам докладчика, — с понимания тех трудностей, которые присущи нашему веку, эпохе, в которой мы живем. Это позволит безопасно проводить духовную жизнь. Среди основных вызовов современности начинающему монаху автор назвала не только внешние проявления (глобализация, цифровизация, деморализация и проч.), но, более, внутренние аспекты, которые уже повлияли на приходящего из мира в монастырь человека: сама психика и современное сознание, взращенное мультикультурным медийным пространством; культура впечатлений, которая отягощает преодоление монастырских искушений; чрезмерная чувствительность современного человека, которая мешает ему и в послушании, и в отношениях, и в борьбе с помыслами, а также некоторые другие. Резюмируя свою тему, игумения Илария пришла к выводу, что сегодня монастыри должны стать той школой для новоначальных, которая поможет им найти правильное духовное направление, не ломая психику, поможет стать на путь отсечения зла в себе с учетом проблем и особенностей современного человека.
Тема «Ничто не должно обладать мною», раскрывающая монашеское делание как путь к духовной свободе нашла отражение в выступлениях игумении Ксении (Соколовой) и игумении Сусанны (Бойко).
Настоятельница Витебского Свято-Духова монастыря, игумения Ксения (Соколова) отметила, что хоть сегодня монастыри отличаются уставами, количеством братий и сестер, внутренней аскезой и внешним распорядком, цель монашеской жизни всегда будет оставаться неизменной. Жизнь истинного монаха направлена на стяжание Духа Святаго,
По словам игумении Сусанны (Бойко), настоятельницы Свято-Успенского монастыря г. Орши, современное секулярное общество не может воспринять монашество как путь к свободе. Мирскому человеку сложно провести знак равенства между понятием свободы и добровольным отречением от своей воли. Причина такого непонимания кроется в разнообразии смыслов термина «свобода». В православном нравственном богословии свобода нередко понимается в трех аспектах: свобода воли, внешняя свобода, духовная свобода. Свобода воли является неотъемлемым величайшим даром человеку от самого Бога. Проблема внешней свободы возникает тогда, когда воля личности осуществляется в социальной среде. А вот духовная свобода — это именно высшая цель христианина, доверяющего Евангелию. Ведь именно об этой свободе говорил Христос «…если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин.8:32). Духовная свобода раскрывается по-особому в монашеском делании. С момента пострига, когда желающий принять монашество дает три обета — безбрачия, послушания, нестяжания — исполняя их в повседневной жизни, монах идет по пути к духовной свободе. В конце своего выступления игумения Сусанна делает акцент на том, что между монашеством и свободой не только нет какого-либо противоречия, но, напротив: монашеское делание есть один из путей к духовной свободе.
В докладе «Даждь ми разум творити волю Твою» монах Авраам (Наумчик), насельник Богоявленского Кутеинского монастыря г. Орши предложил по рассуждать о молитве, покаянии и трезвении как путях Богопознания.
Ссылаясь на мнения святых отцов Церкви, автор напоминает, что цель христианской жизни — благоугождение Богу и спасение души. Так как мы, в отличие от буддистов, верим в личностного Бога, у которого есть своя воля на все происходящее, чтобы правильно вести духовную жизнь, правильно выстраивать наши личностные отношения с Богом, нам нужна правая вера, нужно понимать, что Он от нас хочет. Важной составляющей правильной духовной жизни является молитва. Прп. Исаак Сирин говорит: «Молитва — причина спасения и бессмертия души». Молитва монаха неразрывно связана с покаянием. Свт. Игнатий Кавказский пишет: «Молитва — обращение падшего и кающегося человека к Богу. Молитва — плач падшего и кающегося человека пред Богом». Покаянное настроение должно предшествовать молитве и ее одушевлять. Поэтому, если покаяние уходит на второй план, то теряется суть нахождения монашествующего в своем чине. Прп. Фаласий пишет: «Если хочешь избавиться от всех вместе страстей, восприми воздержание, любовь и молитву». Важно при молитве не искать наслаждения, видений, мечтательности, что неминуемо приводит к прелести, повреждению ума. Поэтому для правильной молитвы свт. Игнатий не раз в своих творениях заостряет внимание на необходимости соблюдать четыре условия ее совершения: внимательность, благоговение, покаяние и сокрушение. Без этого молитва не может быть настоящей. В заключении монах Авраам привел цитату свт. Игнатия: «Сущность монашеского жительства заключается в том, чтоб исцелить свою поврежденную волю, соединить ее с волею Божией, освятить этим соединением.
В завершение встречи прошло общее обсуждение насущных вопросов современного монашества, были подведены итоги работы секции.