Доклад на тему: «Значение религиозности для психического здоровья»
«Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа»
(1 Фес 5: 23)«Дух твой, ищущий Бога Небесного, да властвует над душою и телом, назначение которых — устроить временную жизнь»
Никодим Святогорец.
Психическое здоровье — состояние полного духовного благополучия человека, характеризующееся его способностью адекватно осознавать окружающую действительность, свое психическое состояние и поведение, а не только отсутствие психических расстройств (заболеваний) (Закон РБ Об оказании психиатрической помощи от 7 января 2012 года № 349−3).
Здоровье — состояние полного физического, духовного и социального благополучия человека, а не только отсутствие заболеваний (Закон РБ О Здравоохранении в редакции от 10.07.12).
К формированию высшего, духовного уровня самосознания личности прямое отношение имеет развитость религиозного чувства. Корифей психиатрии с мировым именем С.С.Корсаков, в своем фундаментальном труде «Курс психиатрии» (1901) писал: «Религиозное чувство в большей или меньшей степени присуще каждому нормальному человеку, хотя проявляется в разнообразных формах, и иной раз в самых резких проявлениях, так называемого „атеизма“ можно при помощи тонкого анализа, отметить проявления борьбы со скрытым и искусственно подавляемым религиозным чувством».Нравственно-религиозное самосознание играет главенствующую роль для всех проявлений личности как при отсутствии собственно психических расстройств, так и при их наличии — это духовная константа, которая не имеет материального субстрата и которая определяется этим религиозным чувством.
Там, где речь идет о духовном и душевном — там всегда заостряются идеологические противостояния. Такой крупный советский психолог как Л.С.Выготский был вынужден констатировать: «Только в психиатрии коллизия природы и духа стала реальностью».
Согласно христианской антропологии, человек является творением, в котором проявляется единство телесного, душевного и духовного. Все эти уровни — функционально взаимосвязаны и расстройство на одном уровне ведет к нарушениям на других.
Однако, в тех случаях, когда верхний, духовно-нравственный уровень изменяется (нарушается) только по причинам обстоятельств своего измерения, то тогда уже нельзя говорить о болезненности в медицинском смысле, поскольку это понятие применимо лишь к нижележащим уровням (болеть может только то, что имеет какую-то органическую основу функционирования). Расстройство психического здоровья на высшем уровне личности — это есть то духовное расстройство, которое возникает по причине нравственного диссонанса, духовного конфликта.
Главными проявлениями этих расстройств являются навязчиво мучительные и безответные вопросы: для чего я родился и живу, для чего тратилось время единственной жизни, если впереди пустота, а вся слава моя и ценности мои — все это мишура, и даже, если все это перейдет к моим детям, то и у них будут те же вопросы и тот же финал духовной пустоты.
Важно отметить, что утрата психического здоровья по причине духовной пустоты по закону целостности индивида как функционального единства распространяется и на ниже лежащие уровни измерения человека.
Расстройства на уровне психологического измерения проявляются в потере прежней активности когнитивных процессов, снижаются оперативно-энергетические функции, то есть появляются расстройства, которые можно верифицировать психолого-психиатрическими инструментариями.
В силу все того же трехъединства при углублении духовного вакуума нарушения выявляются уже и на уровне телесного измерения, что проявляется в общем физическом облике человека, сомато-неврологческих дисфункциях и носит клинический характер психо-соматической патологии.
Опыт показывает, что восстановление здоровья на высшем уровне, возвращение пациенту смыслов своего существования соответственно ведет и к нормализации на ниже лежащих уровнях — психологическом и телесном. Однако это восстановление не возможно заполнением духовного вакуума смыслами и ценностями эгоцентрического содержания, любые такие новые ценности — суррогаты уже отвергнутых. Духовная депрессия может быть излечена только заполнением вакуума духовными смыслами.
Для достижения этого не нужны какие-то новые методы и приемы. Необходимо всего лишь привести самосознание человека к Богу.
В Православии духовно-нравственное самосознание, определяемое Заповедями, Бог понимается не как какая-то абстракция, а как весь Мир, иже Он «везде сый и вся наполняяй». Бог во всех творениях Его, и любовь к ним — это тоже любовь к Богу. Любовь к ближнему своему — это тоже проявление любви к Богу. Если человек живет в со-работничестве с Богом, то его самосознание наполнено смыслом этой любви, который не оставляет место для каких-либо вопросов. Без этого — вопрос о смысле жизни остро встает и перед достигшими желаемого предела материального благополучия бизнесменами, и перед молодежью, и перед теми, кто чувствует конец прожитой жизни, и кто ежедневно подвергается риску быть убитым, и теми, кто «чудом» остался живым после катастрофы.
В понимании Феофана Затворника, дух в душевной жизни человека проявляется трояко: в благоговении и страхе Божием, в совести и в искании Бога. Духовность есть «норма» человеческой жизни, и проявляется она в сознании и свободе, «одухотворенности всех трех сторон человеческой психики: эмоциональная сторона приобретает стремление к красоте, воля приобретает стремление к бескорыстным поступкам, ум — «стремление к идеальности». В единстве и равновесии всех сторон (духа, души и тела) человеческой природы коренится, по мнению епископа Феофана, свобода и сознание, подлинное здоровье человеческой личности, основа целостного нашего «я». Он также показал, что как необходима продуманная организация жизни и сферы, в которой мы живем, выбор людей, предметов, картин, мелодий, образов, окружающих нас повседневно, если мы желаем изменить свою психофизическую организацию в соответствии с требованиями духовной жизни.
иерей Игорь Носиков,
заведующий отделением пограничных состояний
Витебского областного клинического центра психиатрии и наркологии