Митрополит-воссоединитель или почему белорусы забыли о митрополите Иосифе (Семашко)?
В рамках проведения в Витебской епархии XXI Сретенских образовательных чтений с докладом «Жизнь и труды высокопреосвященного Иосифа (Семашко), митрополита Литовского. К 220-летию со дня рождения и 150-летию со дня кончины.» на пленарном заседании выступила кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Беларуси нового и новейшего времени БГУ, профессор Минской духовной академии Валентина Анатольевна Теплова.
После конференции нам удалось пообщаться с Валентиной Анатольевной и узнать, почему в XXI веке о митрополите Иосифе (Семашко) знают лишь профессиональные историки.
К большому сожалению, профессор подтвердила, что личность и деятельность этого выдающегося архиерея в современной учебной литературе преподносятся некорректно, а иногда и вовсе ошибочно.
На наш вопрос, почему же только спустя 220 лет со дня рождения и 150 лет со дня кончины белорусы вновь вспомнили о митрополите Иосифе, Валентина Анатольевна ответила очень просто: «Для меня это тоже загадка, как мы могли столько лет не замечать этого человека или бояться отметить его юбилей. Начало возрождения личности святителя в нашей стране восходит к 1998 году. Тогда отмечалось 200-летие со дня его рождения, и впервые возникла мысль о том, что необходимо возродить имя митрополита Иосифа и рассказать людям об его истинной позиции. Дело в том, что не секрет, что в историю этот владыка вошел с именем „Иудушка“ Семашко. Так его назвали католики за деятельность по воссоединению униатов с православными. Термин „воссоединение“ до сих пор не употребляется в учебной литературе и в профессиональной среде светских историков. Вместо этого пишется, что митрополит Иосиф занимался „уничтожением“ унии. Однако „Семашковские чтения“ зародившиеся в Минской духовной семинарии уже 10 лет назад, не были начальной точкой возрождения памяти этого святого. Почитание митрополита Иосифа (Семашко) было принято еще в 1870 году. В XIX — начале XX века была проведена большая исследовательская работа, результатом которой явилась публикация значительного числа жизнеописаний владыки. Однако потрясения, пережитые Церковью в связи с Революцией 1917 года, прервали эти исследования. Из работ современных исследователей, посвященных личности Иосифа (Семашко), следует назвать только одну — кандидата богословия, протоиерея Александра Романчука „Митрополит Иосиф (Семашко): очерк жизни и церковно-общественной деятельности“».
По словам Валентины Анатольевны, фигура Литовского святителя не заслуживает забвения, ведь дело, совершенное им, до сих пор не утратило своего значения. В период, когда процесс становления молодой белорусской государственности можно считать законченным, рассмотрение и оценка личности и трудов архиерея-воссоединителя способствуют не только более глубокому пониманию этнокультурных и конфессиональных проблем прошлого и осознанию аналогичных процессов в настоящем, но и служит предотвращению межнациональных конфликтов в будущем.
Мы не могли оставить в стороне вопрос, связанный с белорусским языком, который некоторые слои населения нашей страны тесно связывают с униатством. Как показала исследовательская работа, белорусский язык вытеснялся из церквей, принявших унию, и заменялся польским и латинским языками. Существует множество свидетельств данного процесса, подтверждающих тот факт, что уния не принесла белорусскому языку никакой пользы, напротив, в это время он стал языком простых крестьян, так как утратил широкое применение в науке, богослужении и литературе.
В связи с тем, что решением Синода Белорусского Экзархата 2018 год будет годом памяти митрополита Иосифа (Семашко), запланирован целый ряд мероприятий на территории всей Белорусской Православной Церкви.