Представители отдела религиозного образования и катехизации Витебской епархии приняли участие в областных педагогических чтениях «Педагогическое наследие К.Д.Ушинского как ценностный ориентир гражданской культуры личности»
Представители отдела религиозного образования и катехизации Витебской епархии приняли участие в областных педагогических чтениях «Педагогическое наследие К.Д.Ушинского как ценностный ориентир гражданской культуры личности», проводимых Витебским областным институтом развития образования в рамках областной Программы сотрудничества между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью.
Чтения, посвящёны педагогическому наследию великого мыслителя, нашего отечественного педагога Константина Дмитриевича Ушинского, 190-летие со дня рождения которого не осталось не замеченным для широкого круга педагогической общественности. Активное участие в чтениях приняли члены Витебского городского общественного объединения «Центр православного просвещения преподобной Евфросинии Полоцкой».
Основными целями Чтений является: актуализация педагогического наследия К.Д. Ушинского в современных условиях; анализ педагогического наследия К.Д. Ушинского с точки зрения потребностей, возможностей и перспектив развития современного образования; создание условий для обмена опытом успешной деятельности между образовательными учреждениями; выявление и распространение опыта педагогов, опирающихся на идеи К.Д. Ушинского; содействие развитию творческого потенциала педагогов.
В работе Чтений приняли участие 44 докладчика из различных регионов области, большинство докладов представлено из учреждений образования, относящихся к благочиниям Витебской епархии (35).
Имя К.Д. Ушинского занимает особое место в русской и мировой педагогике. По глубине проникновения в сущность процессов воспитания, обучения, формирования нравственных убеждений, по силе влияния на последующее развитие отечественной школы и педагогической мысли, по степени научной обоснованности его концепция не имела себе равных. Мы вновь обращаемся к его педагогической системе, идеям о духовном развитии человека как главной цели воспитания, о семейном воспитании, о роли труда, который по Ушинскому, является главным условием развития полноценной гармоничной личности, о духовности, которая должна быть превыше всего. И всё это сегодня актуально и современно.
В своем выступлении протоиерей о. Андрей Смольский, председатель отдела религиозного образования и катехизации Витебской епархии отметил, что «учитель русских учителей», как истинный сын России, как ее патриот и мыслитель с христианским мировоззрением, духовное здоровье народа и его благополучие, а также образование и воспитание ставил задачей своей жизни и, собственно, всю жизнь свою он положил на алтарь Отечества. В своем труде «Человек как предмет воспитания» автор работы отмечает «стоит заглянуть в жизнь христианских мучеников, чтобы убедиться, что главным двигателем героев христианства было вовсе не ожидание будущего блаженства и страх будущих мучений, но любовь к Учителю и любовь к человеку и человечеству».
Обучение и воспитание на принципах православной педагогики, опора на исторические, религиозные, нравственные и культурные традиции русского народа, использование в практике достижений науки, взаимодействие церкви и школы для эффективной организации учебно-воспитательного процесса — вот основные положения, которыми необходимо руководствоваться, по мнению К.Д.Ушинского. Отметим, что, рассматривая православную веру в качестве одного из принципов построения новой модели образования, К.Д. Ушинский утверждал, что она должна быть основой для всех ступеней образования — от начальной школы до университета, в том числе и для профессиональной педагогической.
Современный православный взгляд на педагогическое учение К.Д. Ушинского, — отмечает докладчик, — состоит в том, что его концепция строится на трех основополагающих идеях: на основе народности, науки и христианства. Новую силу получает идея К.Д. Ушинского о том, что воспитание будет эффективным, если Церковь, школа и семья объединят свои усилия.
Идеи православной педагогики и К.Д. Ушинского уже стали основой создания авторских образовательных учреждений (православных гимназий, детских садов) и программ по духовно-нравственному воспитанию в учреждениях образования республики.
Участники Чтений обсудили важнейшие вопросы православного воспитания и образования, укрепления нравственных устоев жизни, возрождения семьи, задачи взаимодействия Церкви и государства в различных областях общественной жизни, проблемы культуры в свете православного миропонимания.
В выступлениях многих участников отмечено, что изменение приоритетов в области образования провоцирует появление характерных тенденций, препятствующих духовно-нравственному воспитанию детей: вытеснение разумного рассудочным, имеющим благую цель внести ясность и порядок в представления о мире, но на самом деле лишь удаляющим от него, активное развитие интеллекта, формально-логических основ сознания; подавление эмоциональной сферы личности избыточной информацией, попытки компенсации с помощью искусственных стимулов — дидактических игр, чрезмерной красочности и карикатурности оформления учебных пособий, поверхностной веселости текстов; технологизация процесса обучения, излишняя схематизация и рационализация метод обучения, ведущие к размыванию и выхолащиванию смысла образования, стандартизирующие детское сознание, формирующие пассивное восприятие и через это препятствующие духовно-нравственному развитию: познанию, самопознанию, исправлению и самосовершенствованию личности.
Участники чтений проявили искреннюю заинтересованность в повышении качества духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
По результатам работы Чтений принят проект резолюции, в которой выражено пожелание продолжить работу по использованию педагогического наследия К.Д.Ушинского в современной образовательной практике, по духовно-нравственному воспитанию обучающихся и педагогов. Готовится итоговая резолюция, в которой отразятся предложения по дальнейшему развитию православного образования и воспитания, взаимодействию с учреждениями образования, с органами государственной власти и др.
Удивительно, насколько актуальны сегодня идеи К. Д. Ушинского для современной отечественной школы, и никакое реформирование системы образования не может быть осуществленным без учета той работы, которую проделал в свое время этот великий педагог и ученый: «Современная педагогика исключительно выросла на христианской почве, и для нас не христианская педагогика есть вещь немыслимая — безголовый урод и деятельность без цели, предприятие без побуждения позади и без результатов впереди».
Елена Белова
Информационная служба Витебской епархии